Наверное, каждый родитель слышал о занятиях по робототехнике. На сегодняшний день существует множество занятий, в которых обещают вырастить из ребенка настоящего инженера будущего — способного создавать роботов и системы “Умного дома”. Что такое “три кита” робототехники? Что же на самом деле можно почерпнуть в занятиях по робототехнике?
На занятиях робототехники ученики изучают в разном объеме и конструирование, и электронику, и светотехнику, и многое другое.
Всем юным робототехникам предстоит освоить определенный набор компетенций.
“Три кита” робототехники — это конструирование, программирование и электроника. “Эти “киты” идут последовательно, без предыдущего сложно освоить следующий”, — отмечает Андрей Гурьев, федеральный тьютор по робототехнике и высоким технологиям в организации “Детские технопарки «Кванториум».
На начальном уровне, когда ребенок еще не знаком с предметом, например, в силу возраста, на занятиях учат конструировать.
“Мы начинаем с простого, с понятия “деталь”, правил их соединения. Такие занятия подходят для детей от 5 лет. С 7 лет (и старше) переходим на конструирование с мелкими деталями. На занятиях дети получают не только навыки конструирования, но и так называемые soft skills — учатся работе в группе и в паре, взаимопомощи”, — продолжает Андрей Гурьев.
Следующий уровень — программирование. Ученики с помощью наборов и программ выстраивают алгоритмы, анализируют ошибки, пишут свои первые проекты.
Металлическая робототехника — более сложный уровень конструирования. Здесь к конструкции присовокупляются моторчики и электросхемы.
Далее — электроника и программирование микроконтроллеров Arduino. Этот уровень считается продвинутым. Дети учатся работать с паяльником, сами изготавливают детали на станках и 3D принтерах. Робот на платформе Arduino с датчиками, запрограммированный ребенком, умеет не только двигаться по заданной траектории, но и учитывать изменяющуюся внешнюю среду и самостоятельно огибать препятствия.
От 3 до 30: когда начать заниматься робототехникой
Переход от одного уровня к другому чаще всего обусловлен не возрастом ученика, а его знаниями. Группы часто формируют в соответствии с уровнем подготовки ребенка.
Чтобы определить уровень ребенка, достаточно провести первое занятие.
Каждый уровень, как и их совокупность, цикличен. Эксперты отмечают, что, к примеру, конструирование можно изучать на разных уровнях — от простого до самого сложного. Так и программирование начинается с простых визуальных сред, вроде Скретч, усложняется и приводит к “взрослому” написанию программ.
Занятия по робототехнике ведут к главной цели — научить ребенка проектировать и создавать программируемые конструкции, которые “умеют” что-то полезное. Кроме того, занятия по робототехнике расширяют кругозор и помогают освоить школьные предметы. По мнению Виктора Тарапаты, учителя и ведущего методиста по образовательной робототехнике издательства “ПИЛОТ. Лаборатория знаний”, занятия робототехникой позволяют стать успешным в жизни а также:
- Сформировать у обучающихся базовые представления в сфере инженерной культуры.
- Развивать интерес обучающихся к естественным и точным областям науки.
- Развивать нестандартное мышление, а также поисковые навыки в решении прикладных задач.
- Посредством включения робототехнических решений, доступных для реализации в образовательном учреждении, в такие предметы, как: математика, информатика, физика, биология, экология, химия, — развивать познавательный интерес и мотивацию к учению и выбору инженерных специальностей.
- Развить творческий потенциал подростков и юношества в процессе конструирования и программирования роботов
На занятиях дети будут собирать роботов на базе программируемых конструкторов LEGO. Для собранных механизмов составляется программа, благодаря которой робот «оживает». Восторг, который испытывают при этом юные конструкторы, не передать словами!
Робототехника является важным этапом в изучении математики, информатики, программирования и физики, так как позволяет понять на практике такие базовые понятия, как: скорость, мощность, циклы, координаты, графики, алгоритмы, многозадачность, переменные, массивы.
Кроме того, робототехника помогает в развитии следующих навыков и умений:
- моторика;
- логика;
- творческое мышление;
- пространственное мышление;
- аналитическое мышление;
- проектирование;
- работа в команде.
Занятия проходят 1-2 раза в неделю по 60-120 минут (в зависимости от выбранного курса).