Интересно ли будет ребёнку учиться играть в шахматы с 3-х лет?
Проанализировав историю шахмат, мы отмечаем, что многие выдающиеся шахматисты познакомились с этой игрой в очень раннем возрасте: В.Стейниц, М.Эйве, Н.Гаприндашвили, М.Чибурданидзе – в 5 лет.; Х.Р.Капабланка, А.Карпов, П.Керес, С.Решевский – в 4 года, Известны факты, когда с игрой знакомились уже в 3 года, как например Ю́рий Льво́вич Аверба́х. А значит уже с этого раннего возраста можно воспитывать чемпионов. Ну а если не ставить такой высокой цели, а посмотреть на игру в шахматы с точки зрения спроса родителей, то на помощь приходят исследования педагогов, физиологов и психологов – игра в шахматы способствует гармоничному развитию ребенка и благотворно влияет на подготовку к школе. Дошкольный возраст заканчивается в 7 лет, а экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные довольно рано в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам, и даже быстрее делают домашние задания. Игра в шахматы решает сразу несколько задач:
Познавательную: - расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает изобретательность и логическое мышление. Воспитательную: - вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
Эстетическую: - обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям. Физическую: - побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.
Коррекционную: - помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.
Учить детей шахматам с 3 лет это не просто интересно, но и очень полезно. Основой форм и методов занятий по шахматам с детьми такого раннего возраста является симбиоз шахмат как спорта, науки и искусства в буквальном смысле.
- Шахматы – это спорт. С детьми проводятся беседы о видах спорта, проводится параллель между шахматами и популярными игровыми видами спорта, все физкультурные минутки, подвижные игры с детьми имеют шахматную тематику. Так дети превращаются в фигуры, имитируют их ходы, изображают из себя ту или иную шахматную фигуру, пальчиковая гимнастика — это изучение и закрепление знания линий, по которым осуществляются ходы фигур - «горизонталь, вертикаль, диагональ», счета.
Шахматы – это искусство, поэтому на занятиях дети развиваются также творчески: рисуя, разукрашивая, лепя из пластилина и соленого теста шахматные фигуры, делают аппликации и театральные постановки «шахматных» сказок.
Шахматы – это наука, поэтому дети учат буквы, пишут прописи, решают элементарные математические и шахматные задачи, изучают геометрические фигуры и латинский алфавит, выполняют различные домашние задания.
Шахматы – это игра, игра со сверстниками, с ребятами старше и опытнее, игра фантастическая и сказочная, где воюют королевства. А для ребенка и 3, и 5 лет игра, это самое любимое занятие. И невозможно придумать более полезной, более гармоничной игры, чем шахматы. Игры, через которую открываются все науки доступные детям, игра в которой дети раскрывают себя, учатся быть в коллективе, учатся учиться, учат родителей.
Для тех взрослых, которые считают, что детям рано в три года учиться шахматам позвольте рассказать сказку. Жили-были 2 королевства: белое и черное. Границы каждого королевства охраняли башни – ладьи, они были высокие-высокие чтоб с них можно было видеть все, что твориться на поле боя, рядом с башнями паслись на зелёной травке кони, а коней своими большими ушами от дождика и солнышка охраняли слоны. Правил в королевстве король, он был важный и очень толстый. А помогал ему во всем Ферзь – главнокомандующий всей армией и самый главный защитник короля. Ферзь был капризный и считал, что за все свои старания должен иметь привилегии, поэтому он всегда в королевстве располагается на том цвете поле, какого цвета королевство и он сам. А вот от нападения все королевство окружал плотный заборчик из пешек, которые, как калиточки, открывают дорожки из королевства на поле боя всем жителям королевства. Благодаря вот такой короткой сказке дети с первого раза запоминают расстановку фигур. И так в легкой, игровой форме, в сказках, в форме проблемных ситуаций дети изучают не только фигуры, их ходы, знакомятся с основными шахматными понятиями, но уже к концу обучения умеют отличать мат, шах, пат и играют партии, участвуют в турнирах.